Из всех действующих в настоящее время на территории Российской Федерации нормативных документов в области экологического аудита понятие «критериев аудита» определено только в ГОСТ Р ИСО 14010-98. Согласно этому стандарту критерии аудита - политика, методы, процедуры или требования, по которым аудитор проверяет собранные аудиторские данные об объекте аудита. В пояснении к формулировке указано, что требования могут включать, но не ограничиваться этим, стандарты, руководящие указания, специальные требования организации, а также требования законодательных актов или регламентов. Критериям, как средствам для суждения (мерилам оценки) придается первостепенное значении в практике экоаудиторской деятельности. Критерии экологического аудита: • определяются целью проведения аудита; • служат основой для подготовки программы аудита; • используются для оценки деятельности аудируемого объекта. Критерии должны устанавливаться индивидуально в каждом случае экологического аудита. Критерии экологического аудита необходимо формировать таким образом, чтобы обеспечить возможность достижения поставленных целей. При этом следует отбирать только те нормы, соблюдение которых может быть проверено экоаудитором. Выработка критериев осуществляется, как правило, экоаудиторами, приглашенными для проведения проверки объекта. Допускается также проведение аудита по критериям, предложенным заказчиком. В последнем случае их следует включить в текст договора на проведение аудита. Процедура формирования критериев включает следующие этапы: • анализ документов и выбор разделов, содержащих требования, проверка выполнения которых позволит достичь поставленную перед аудиторами цель; • систематизация требований, отобранных из одного или нескольких документов, на основе идентичности объектов нормирования и нормируемых характеристик и проверка их взаимной согласованности; • оформление критериев; • согласование критериев с заказчиком аудита. Первый этап особенно важен, когда результатом аудиторской проверки должны явиться выводы о соблюдении законодательных требований по охране окружающей среды. Задача осложнена многочисленностью законов, которые должны быть подвергнуты исследованию - это акты законодательства об охране окружающей среды, о природных ресурсах и иных отраслей законодательства, включающие требования, по охране окружающей среды. Нередко помимо федеральных законов необходимо учитывать положения других нормативных правовых актов, среди которых первостепенное значение имеют указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и других ведомств. На втором этапе работ следует во-первых произвести обобщение изученных нормативных актов, и во-вторых выявить противоречивые моменты в изученных нормативных правовых документах. Наиболее простым способом представления критериев являются ссылки на документы или на их разделы, содержащие соответствующие требования. Ссылки должны включать все реквизиты документов: полные названия, даты принятия, регистрации, регистрационные номера, наименование принявшего документ органа, сведения об официальном опубликовании. Например, при проведении аудита соблюдения требований законодательных актов может иметь место следующая запись: При проведении экологического аудита в качестве критериев используются: • положения статей 3, 4, Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции на период настоящего аудита), Собрание законодательства РФ 14.01.2002 № 2 стр.133 • положения статей 13, 14,15 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции на период настоящего аудита), Собрание законодательства РФ 03.05.1999 № 18 стр.222 Если аналогичные требования содержатся в разных статьях или законах, то в качестве критериев следует обозначить каждую из этих статей. Одновременно с критериями целесообразно формировать документ (программу или развернутый план аудита), дающий представление о направлениях и предметах аудиторской проверки, составе проверяемой документации, о необходимых данных по качеству окружающей среды в зоне влияния объекта и уровнях воздействующих факторов, о составе привлекаемых к проверке специалистов и сроках проведения проверки. Критерии аудита необходимо фиксировать в программе или плане аудиторской проверки и согласовывать с заказчиком в рамках этого документа. |