Эксперт тульского филиала компании «Балтика» (часть Carlsberg Group) Ирина Стихарева выступила на форсайт-сессии «Зелёный свет — зелёной экономике», организованной Институтом права и управления Тульского государственного университета.
Цель конференции, в которой приняли участие представители бизнеса и общественных организаций Тулы, Иваново, Москвы и Санкт-Петербурга, — вовлечь студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность по решению проблем зелёной экономики, а также познакомить их со стратегией низкоуглеродной экономики и принципом экологической безопасности. В смешанном очно-дистанционном формате эксперты познакомили студентов с успешно реализуемыми экологическими проектами.
Тема устойчивого развития сегодня актуальна для многих компаний и предприятий, нацеленных на долгосрочное развитие. Многие из них — например, тульский филиал компании «Балтика» — уже готовы поделиться результатами и новыми проектами.
Эксперт «Балтики» ? Ирина Стихарева, менеджер по экологии и рециклингу ? рассказала, как компания достигает стратегических целей Программы устойчивого развития, которая называется «Цель 4ноля: вместе для будущего», и снижает углеродный след по всей цепочке производства и логистики продукции.
Так, компания на 8% снизила углеродный след пивоварен: с 2015 года сократила удельное потребление электричества на 10% и сохранила стабильным расход тепловой энергии, заместив часть «зеленым» топливом. В качестве альтернативных источников энергии используются холодный воздух для охлаждения в зимнее время года (система «Драйкулер») и биогаз, который образуется на биологических очистных сооружениях тульского завода.
Стремясь к сокращению экоследа готовой продукции, «Балтика» также уделяет особое внимание упаковке, на которую приходится около 40% эмиссии СО2 по всей цепочке жизненного цикла продукции. В сотрудничестве с партнерами, компания оптимизирует вес упаковки и развивает проект «Принеси пользу своему городу» по раздельному сбору и переработке отходов. В рамках своего проекта «Балтика» обеспечила сбор и переработку 158 000 т ПЭТ, алюминия, стеклобоя и макулатуры — почти 50% от эквивалентного объема выпущенной компанией упаковки в 2020 году, приблизившись к своей цели 2022 года: обеспечивать рециклинг не менее половины своей тары.
Для снижения потребления воды на предприятии применяются системы оборотного и повторного водоснабжения для технических нужд, а также используются очистные сооружения сточных вод.
В логистике компания планомерно сокращает выбросы от топлива и оптимизирует маршруты. Реализуются пилотные проекты по переводу автопарка на метан и электричество, а также по использованию электрических погрузчиков на складах готовой продукции и тары, в том числе в Туле. Перевод автопарка завода на электричество позволит сократить экослед логистических операций внутри пивоварен.
Весомый вклад в снижение углеродного следа вносит и ответственное земледелие. На сельское хозяйство и соложение приходится 18% всего карбонового следа продукции компании. СО2 генерируют обработка почв, внесение удобрений, использование сельскохозяйственной техники, доставка зерна, производство солода. Сотрудничество с сельхозпроизводителями и исследовательская работа помогают выращивать пивоваренный ячмень, сберегая природные ресурсы.
«Мы проводим анализ в собственной почвенной лаборатории и помогаем фермерам контролировать количество вносимых удобрений. На опытной станции в Тульской области проводится тестирование новых технологий и выбираются самые эффективные и безопасные, ? поделилась примерами Ирина Стихарева. ? Мы убеждаем фермеров отказываться от классических технологий обработки почвы в пользу минимальных и нулевых: культивация вместо вспашки или даже технология no-till, когда ячмень высевают между рядами прошлогодней культуры. Это эффективно и выгодно как с точки зрения экономики, так и для снижения углеродного следа. Благодаря принятым мерам и сотрудничеству с фермерами мы смогли на 30% увеличить урожайность пивоваренного ячменя и снизить углеродный след аграрной программы на 10,8% по сравнению с 2015 годом».
И эксперты, и участники форсайт-сессии отметили, что экология затрагивает все сферы человеческой деятельности, а потому важно решать природоохранные проблемы с помощью экономики, сделав ее «зеленой».
ООО «Пивоваренная компания “Балтика”» — один из крупнейших производителей товаров повседневного спроса в России. Портфель компании включает 55 пивных национальных и региональных брендов и 5 непивных брендов, таких как «Балтика», Carlsberg, Tuborg, Kronenbourg 1664 Blanc, Garage, «Арсенальное», энергетический напиток Flash Up и квас «Хлебный край». Компания управляет 8 заводами в России. «Балтика» — важная часть Carlsberg Group и ее бизнеса в регионе Центральная и Восточная Европа, к которому также относится еще 15 стран. ООО «Пивоваренная компания “Балтика”» — ведущий экспортер российского пива. «Балтика» поставляет продукцию в более чем 75 стран мира. Благодаря качеству мирового уровня бренды компании удостоены более 700 российских и международных наград на профессиональных и потребительских конкурсах.
Программа «Цель 4ноля: вместе для будущего» запущена Carlsberg Group в июне 2017 года и призвана внести вклад компании в решение глобальных вызовов и достижение Целей ООН в этой области. Она включает четыре стратегические цели, которые компания стремится достичь в долгосрочной перспективе, — ноль углеродного следа, ноль потери воды, ноль безответственного потребления и ноль несчастных случаев. Для каждой из них определены измеримые показатели до 2022 и 2030 годов. Программа разработана с применением научного подхода и при участии мировых экспертов. Она сформирована на основе глобальных целей ООН по устойчивому развитию и рекомендаций Парижского соглашения по климату — приложить усилия, чтобы ограничить рост температуры не выше 1,5 градусов Цельсия.