Напомним, на прошлой неделе в реке произошел мор рыбы.
Ранее за помощью к активистам ОНФ обратились местные жители. По их словам, это уже не первый мор рыбы в реке, воду из которой они используют для полива, мытья посуды и прочих бытовых нужд.
С учетом, что сигнал в Народный фронт Кировской области поступил спустя 2 дня после мора, а течение воды в этой реке достаточно интенсивное, выявить причину проблему изначально было непросто – чем больше времени проходит, тем ниже концентрация загрязняющих веществ в воде. Тем не менее активисты ОНФ взяли пробы воды в том месте, где была обнаружена мертвая рыба, и отдали на исследование в аккредитованную лабораторию.
«По ряду показателей нам стало понятно, что подозрения местных жителей о том, что причиной мора является сброс неочищенных стоков одного из местных предприятий, имеют под собой основания. Тогда мы взяли дополнительные пробы в трех точках – из трубы крупного предприятия, до нее и после нее», - говорит эксперт ОНФ Алена Чеснокова.
Как показали результаты анализов, даже спустя неделю после происшествия в пробах, взятых из трубы, а также после нее повышен уровень pH. А также уровень ортофосфатов. По мнению эксперта, проводившего исследование, совокупность этих двух показателей свидетельствует о том, что повышенный уровень pH вызван сбросом щелочи – она используется в производственном цикле ряда предприятий. Предположительно это может быть результатом экономии или банальной человеческой халатности – перед сбросом щелочь необходимо нейтрализовать. В свою очередь фосфаты используются для умягчения воды.
Также по анализу воды видно, что в воде ниже трубы содержание аммиачного азота значительно выше, чем до трубы. Близко к предельно-допустимой концентрации. Обычно, если не идет паводок, а содержание аммонийного азота в реке велико, то это означает, что в реку сливаются канализационные стоки.
Вероятнее всего на момент сброса в реку в сточной воде содержание щелочи, фосфатов и аммиачных соединений было значительно выше ПДК.
«Наличие фосфатов в реке может быть только в результате воздействия человека на окружающую среду. В небольших количествах они могут попадать в поверхностный водоисточник с полей, огородов, но их доля ничтожно мала по сравнению с промышленными стоками. Стиральные порошки и моющие средства тоже содержат фосфаты, но также в ничтожных количествах. Такая существенная разница по содержанию фосфатов в реке до трубы и после нее наглядно говорит о наличии неочищенных промышленных стоков», - рассуждает эксперт.
В большой концентрации данные вещества могут вызвать мор рыбы.
«Мы передали полученные данные в природоохранную прокуратуру. Но надо понимать, что полученные нами сведения не могут быть использованы в качестве доказательной базы. Сбор доказательств, которые позволят привлечь виновных к ответственности, – это уже задача контролирующих органов. Уверены, что они сделают все возможное для этого, ведь понимая, что и где искать, получение доказательств – это лишь дело времени», - говорит эксперт ОНФ Алена Чеснокова.
Положительным результатом своей работы активисты ОНФ также будут считать, если виновник загрязнения наладит процесс очистки стоков должным образом самостоятельно, не дожидаясь проверок контролирующих органов.
Активисты ОНФ напоминают – если вы стали очевидцами экологических нарушений на водных объектах, об этом необходимо сообщать незамедлительно, в том числе в органы государственного экологического надзора. Промедление существенно осложняет установление причины проблемы.