Международный круглый стол «Зелёная экономика: вызовы, риски и стратегии развития для стран Центральной Азии» прошел на базе АНО "Институт исследований Центральной Азии".
Преимущество «зеленой экономики» по сравнению с рыночной моделью заключается в том, что основное внимание уделяется современным ресурсосберегающим технологиям с низким уровнем выбросов углерода, снижению нагрузки на природу и созданию дополнительных рабочих мест - основные факторы, которые обеспечивают устойчивое развитие. В связи с изменениями в мировой энергетической политике, с переходом на ресурсосберегающие технологии, во всем мире растет интерес к использованию возобновляемых источников энергии. Для государств Центральной Азии эти темы тоже являются крайне актуальными, подчеркнули эксперты.
Когда отходы становятся сырьем.
Так, заместитель генерального директора ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», вице-президент кластера «Иннокам» Лейсан Абзалилова остановилась на том, что сегодня делается в Республике Татарстан для соответствия деятельности предприятий региона целям устойчивого развития и циркулярности экономики. По ее словам, в основе циркулярной экономике лежит ответственное производство и потребление, что напрямую коррелирует с двенадцатой целью устойчивого развития ООН. На повестке устойчивого развития Татарстана создание такой экономики, где ресурсы используются максимально эффективно и где отходы одного сектора являются сырьем для других секторов экономики.
Компанией-флагманом перехода к зеленой экономике в регионе является ПАО «Татнефть» в 2019 году присоединившаяся к Глобальному договору ООН в статусе участника и поставившая своей целью к 2050 году перейти к углеродной нейтральности. Среди инициатив в этой области, например, проект АО «Танеко» и MOL Group по строительству установки по производству резиномодифицированного битума из бывших в употреблении автошин, стартовавший 6 июля. Еще один пример – компания Danaflex поставила своей целью стать устойчивой глобальной компанией к 2024 году и инвестирует большие средства в рекуперацию, повторное использование летучих растворителей, снижение отходов, вторичную переработку, внедряет высокую культуру производства по безопасности труда. Компания заявила, что уже к 2024 году 80% продукции Danaflex будет с на 100% перерабатываемой упаковкой.
Законодательная база.
Заместитель председателя Совета по изучению производственных сил Минэкономразвития России Анатолий Шевчук сделал акцент на проблемах и перспективах перехода к зеленой экономике в России с точки зрения законодательных решений. В России работа в этом направлении ведется с 2009 года – с момента создания Концепции долгосрочного развития. Согласно основам государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, принятой в апреле 2012 года, стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач. Эти задачи должны обеспечивать экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, обеспечение экологической безопасности, а также реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду.
Большое внимание уделяется ликвидации накопленного экологического ущерба. Для этого сформирована полноценная модель: формирование необходимых экологических требований по степени очистки территории, расчет ориентировочной стоимости работ по ликвидации ущерба, передача прав собственности на землю и продукты переработки собственных отходов, проведение аукционов на снижение государственных затрат и контроль за реализацией проекта. Всего на территории России выявлено 194 объекта с высокой степенью загрязнения, половина из которых не имеют собственника. Также Минпромторгом России была создана стратегия создания отрасли переработки отходов. Действует в стране и нацпроект «Экология», включающий в себя 11 инициатив.
При этом условиями перехода к зеленой экономике являются «зеленые» покупки, субсидии для «зеленой» экономики взамен субсидий в неустойчивое производство и потребление, инвестиции в устойчивую инфраструктуру, включая общественный транспорт, децентрализация центров ответственности, повышение информированности населения. И для осуществления этого перехода требуется реализация комплекса законодательных и институциональных мер, обеспечивающих рост энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии, внедрения мер экономического стимулирования сокращения выбросов, сбросов, образования и утилизации отходов. Также необходимо сформировать показатели по развитию «зеленой» экономики и «зеленому» росту.
Расставить приоритеты и разработать систему индикаторов.
Если же рассматривать ситуацию в Центральной Азии, то, по мнению Шевчука, необходимо, прежде всего, определить приоритеты развития «зеленой» экономики. Кроме того, важно продвигать исследования по разработке стратегических документов, направленных на обеспечение перехода экономик стран к модели устойчивого развития, позволяющей в долгосрочной перспективе эффективное использование природного капитала при одновременном устранении влияния экологических угроз на здоровье человека. Также нужно разработать систему индикаторов оценки устойчивого развития, определения достижения целей и поэтапного решения задач экологически устойчивого развития стран. Во всем этом процессе лучше ориентироваться на механизм Евразийской экономической комиссии для разработки документов и рекомендаций общего характера по осуществлению постепенного перехода на принципы «зеленого» роста.
ЕС для ЦА – эффективно?
На повестке дня оказалось и обсуждение «зеленого курса» ЕС для Центральной Азии. Впервые «зеленый курс» появляется в документации Европейского союза в декабре 2019 года как одно из направлений деятельности Европейской комиссии под руководством Урсулы фон дер Ляйен, обозначил доцент Марийского государственного университета Алексей Фоминых. В своей основе зеленый курс предполагает построение безуглеродной экономики при одновременном повышении качества жизни и создании новых рабочих мест. Кроме того, он включает в себя сокращение масштабов загрязнения окружающей среды и биоразнообразия, развитие чистого транспорта и чистой энергетики, повышение качества управления отходами и переход к циклической экономике, развитие устойчивых практик ведения сельского хозяйства. Также во внимание взяты «справедливый» переход для экономик, зависимых от «грязных» производств и потребления ископаемого топлива.
Важно отметить, что Центральная Азия по своей сути является сегодня для ЕС пилотным регионом для апробации политики партнерства ЕС в области устойчивого развития, климата и экологии, экономики знаний, гражданского общества. При этом Европейский союз начал содействовать странам Центральной Азии в сфере экологии и устойчивого развития задолго до принятия «зеленого курса». Было запущено сотрудничество в области водных ресурсов, окружающей среды и изменения климата, в рамках которого было выделено 3 млн. евро на 2019-2022 годы. Всемирный банк выделил 7 млн. евро в рамках программы по воде и энергии для Центральной Азии на тот же период. Всемирный банк совместно с ООН профинансировали программу по снижению рисков стихийных бедствий на 2019-2022 годы. Кроме того, были запущены проект по устойчивому энергоснабжению в Центральной Азии, научные и образовательные проекты сотрудничества в рамках программы Erasmus, программы и проекты отдельных государств-членов ЕС, европейских неправительственных организаций, партийных фондов. Полным ходом идет процесс проецирования европейского опыта. В частности, популяризация «зеленых» технологий, актуализация подходов к безопасности региона с позиций Human security, политизация и секьюризация экологических рисков в странах Центральной Азии, поддержка экологического образования и просвещения.
При этом в таком подходе прослеживается масса противоречий. Так, например, как будут продвигаться ценности безуглеродной экономики в углеводородном регионе, это хороший вопрос. Проблема водных ресурсов также по-прежнему стоит крайне остро. Есть трудности и с осознанием европейскими чиновниками трансграничного характера экологических угроз в Центральной Азии. Не совсем понятно также, что делать с Китаем, поскольку китайская экспансия строится именно на переносе грязных производств и росте экспорта энергоресурсов. И главный вопрос – возможен ли «справедливый» переход к «зеленой» экономике для стран Центральной Азии. Будет ли Евросоюз делать какие-то скидки не только консультационной деятельностью и грантовыми вливаниями, но и программами содействия.
Радиационная безопасность.
Затронули эксперты и тему рисков радиационной безопасности. Так, как наследие деятельности Советского Союза на территории Казахстана остались некоторые предприятия, поэтому этот вопрос крайне актуален, особенно если принять во внимание тот факт, что многие из этих объектов расположены близко к населенным пунктам, подчеркнул независимый казахстанский исследователь Абен Даурен. Также объекты находятся в непосредственной близости к водоемам. С 2010 по 2014 год реализовывался пилотный проект, финансируемый Всемирным банком, по захоронению радиоактивных отходов в объеме 150 тысяч кубических метров. Также был инициирован специальный инструмент помощи при финансовой поддержке Европейского банка реконструкции и развития и Европейской комиссии для Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана с полноценным планом по реабилитации окружающей среды, который до пандемии реализовывался успешно.
Спорным является вопрос и развития ядерной энергетики в Казахстане. Сторонники говорят, что это приведет к диверсификации источников энергии, снизит нашу зависимость от соседей, АЭС более экологичны, чем теплоэлектростанции на угле, которые занимают 70%, и ее строительство будет способствовать развитию научно-технологического потенциала страны. В то же время оппоненты говорят о том, что Казахстан богат традиционными источниками энергии.
Гигантский потенциал.
Ситуацию в Таджикистане с точки зрения развития зеленой экономики проанализировал старший научный сотрудник Центра исследований инновационной технологии Национальной академии наук Таджикистана Расул Гафуров. По его словам, Республика Таджикистан обладает самым богатым потенциалом возобновляемой энергии. Гидроэнергопотенциал Таджикистана составляет 527 млрд кВт часов, что в три раза выше, чем текущее потребление электроэнергии по всей Центральной Азии. При эффективном использовании этих ресурсов, регион может быть обеспечен недорогой и экологически чистой энергией. В настоящий момент этот потенциал используется только на 4%. Республика Кыргызстан по гидроэнергетическим запасам после Таджикистана занимает второе место и в стране возведен ряд гидроэлектростанций. Узбекистан, Туркменистан и Казахстан производят электроэнергию в основном на ТЭЦ. В Таджикистане приняты две государственные программы по гидроэнергетике: программа эффективного использования гидроэнергетических ресурсов и экономии электроэнергии и долгосрочная программа строительства малых гидроэлектростанций. При эффективной их реализации к 2030 году Таджикистан сможет производить до 45 млрд кВт часов.
Государственное частное партнерство как механизм реализации.
Интересен с точки зрения развития зеленой экономики и потенциал государственного частного партнерства, убежден директор ТОО «Smartinvest L.S» Арман Тлеубаев. До 2015 года закон по энергосбережению в Казахстане практически не работал, поскольку не было механизмов, при помощи которых можно было бы достигать тех или иных показателей. С начала момента реализации программы поддержки энергосервисных инициатив ситуация начала меняться. Были модернизированы уличное освещение, освещение социальных объектов, котельные. К текущему году государственное частное партнерство вплотную приблизилось к участию в решении проблем более высокого порядка. Разумеется, для эффективного подобной деятельности должно быть от и до проработана законодательная база в этой сфере.
Таким образом, в рамках встречи ведущие эксперты провели сравнение успехов реализации зеленой экономики в России и различных странах Центральной Азии. По итогам мероприятия были выработаны предложения для усиления позитивного эффекта устойчивого роста всего региона и обсуждена выработка траекторий внедрения зеленой экономики в рамках укрепления регионального сотрудничества стран региона.