Представители Общероссийского народного фронта направили обращение в Минприроды и Росприроднадзор, в которых просят провести оценку ущерба, нанесенного Воронежскому государственному биосферному заповеднику залповым сбросом нечистот в реку Усмань, и взыскать его с виновников. Сброс стал причиной самого крупного в истории заповедника массового замора рыбы. Произошло загрязнение речного бассейна, донных отложений. В результате экологической катастрофы под ударом оказалась кормовая база краснокнижных видов животных.
Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова существует почти 100 лет. В 1985 году его территория, занимающая более 31 тыс. гектаров в Воронежской и Липецкой областях, включена в список биосферных резерватов ЮНЕСКО. Уникальная флора и фауна представлена, в том числе, десятками видов животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ. Сотрудники заповедника внесли огромный вклад в сохранение и расселение речного бобра, благородного оленя, кабана.
«Это известный во всем мире островок живой природы, благополучие которого во многом зависит от Усмани – реки, берущей начало в Липецкой области и впадающей в реку Воронеж. Ее протяженность непосредственно в заповеднике – 18 км. Усмань является кормовой базой таких редких птиц как орлан-белохвост и особо охраняемых животных: русской выхухоли, норки, выдры, бобра. И, к сожалению, именно по главной водной артерии заповедника был нанесен сокрушительный удар, обернувшейся настоящей экологической катастрофой. Ничего подобного на протяжении столетней истории заповедника не случалось», - рассказал член регионального штаба ОНФ в Воронежской области, заместитель директора заповедника Сергей Кочетов.
В начале декабря 2020 года сотрудники заповедника зафиксировали массовый замор рыбы в реке Усмань. Окуни, щуки, язи, лини, плотва, красноперка, а также украинские миноги, подкаменщики, которые относятся к исчезающим видам, всплыли к поверхности и вмерзли в лед, покрыв Усмань мертвым «ковром». Вода в реке почернела, от нее исходил резкий запах канализационных стоков. Забившие тревогу ученые оперативно отобрали пробы, о произошедшем сообщили в Росприроднадзор, природоохранную прокуратуру, ОВД Усманского района Липецкой области, Рыбнадзор по Липецкой области, губернатору региона, министру природных ресурсов и экологии РФ.
«В исследовании проб воды также приняли участие специалисты аккредитованной государством лаборатории. В них зафиксированы критические превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. По меди – в 22 раза, по марганцу – в 60 раз, по нефтепродуктам – в 12 раз, по иону аммония – в 27 раз, по фосфат-иону – в 60 раз, по фенолу – в 38 раз и так далее. Растворенный в воде кислород упал в 3,7 раза ниже нормы. Говоря простым языком, содержащаяся в залповом сбросе химия его связала, лед закрыл поступление из атмосферы, и вся рыба задохнулась», - объяснила начальник научного отдела заповедника Наталья Ромашова.
Позже надзорные органы установили виновников экологической катастрофы. Ими оказались «Лицецкоблводоканал», эксплуатирующий очистные сооружения города Усмань, и расположенный неподалеку тепличный комплекс ООО «Овощи Черноземья». Проверяющими были зафиксированы многочисленные грубые нарушения природоохранного законодательства. А со стороны «Липецоблводоканала» - хронический сброс в реку недостаточно очищенных стоков, изобилующих убийственной для всего живого химией.
Во этом активисты ОНФ убедились в ходе выездной проверки. Если тепличное хозяйство на момент рейда действительно прекратило сливать в водную артерию отходы производства по каналам, прорытым ранее по полям и селу Бочиновка, то из трубы очистных сооружений по-прежнему хлестало прямо в прибрежной зоне реки Усмань. На территории заповедника, где общественники осмотрели несколько участков реки, дно было устлано разлагающейся рыбой, а от воды по-прежнему исходил характерный канализационный запах. По словам ученых, запах со временем уйдет, а вот что будет с металлами и формальдегидами, концентрация которых была превышена в десятки раз и которые уже встроились в пищевую цепочку птиц и животных, они спрогнозировать не могут.
По имеющейся у активистов ОНФ информации, обе компании, признанные виновниками загрязнения реки, оштрафовали: ООО «Овощи Черноземья» - на 500 тыс. рублей, «Лицецкоблводоканал» - на 700 тыс. рублей. Для довольно крупных хозяйствующих субъектов это сущие копейки. А вот по предварительной оценке, которую специалисты Воронежского биосферного заповедника провели на первом участке, ущерб только от массовой гибели рыбы составляет порядка 110 млн. рублей.
«Пока неизвестно, как залповый сброс повлиял на уникальную природу заповедника, на его биоразнообразие. Многие виды животных лишились привычной кормовой базы, а сама река, ее донные отложения пропиталась токсичными веществами. Быстро и естественным образом они не уйдут. Очевидно, что необходимо проведение комплексной экологической экспертизы с привлечением профильных институтов, оценка гидрологического и гидрохимического состояния реки и дальнейшая ее очистка за счет виновников. Необходимо оценить и последствия для реки Воронеж, в которую впадает Усмань, для грунтовых вод, питающих водозаборы города Воронежа», - подчеркнул руководитель регионального исполкома ОНФ в Воронежской области Никита Панов.
Он отметил, что поначалу все надзорные органы оперативно включились в расследование экологического ЧП, было проведено множество внеплановых проверок. Однако пока все действия природоохранных ведомств ограничивается административных наказанием виновников, которое для них как комариный укус для слона. Не видно движений в решении главного вопроса – определения реального ущерба, нанесенного реке Усмани и Воронежскому заповеднику, и взыскания его с предприятий, отравивших речных обитателей. Эти средства должны пойти на восстановление реки.
«Некоторые чиновники в официальных комментариях СМИ вообще заявляют, что массовый замор рыбы и залповый сброс нечистот никак между собой не связаны. Приводятся какие-то притянутые за уши данные, вызывающие недоумение у экоактивистов и ученых. Складывается ощущение, что проблему пытаются заболтать, спустить на тормозах. Мы категорически этого не приемлем и будем добиваться именно возмещения ущерба», - заключил Никита Панов.
Общественники также попросили надзорные органы взять на особый контроль работу очистных сооружений г. Усмань, а руководство Липецкой области – ускорить их реконструкцию.