Научная экспедиция Казанского федерального университета в чилийскую пустыню Атакама, посвященная поиску внеземного вещества, завершилась уникальными находками. Отсутствие осадков в пустыне Атакама, которая является одним из самых засушливых мест на Земле, благоприятно сказывается на сохранности «внеземных гостей». Постоянное поднятие территории и ветер обнажают метеориты, поэтому их достаточно легко обнаружить на поверхности. Учёным КФУ удалось отобрать несколько образцов метеоритов для дальнейших исследований. Работа выполняется в рамках тематики Государственного задания Министерства науки и образования РФ, а также по одному из проектов программы повышения конкурентоспособности.
«Изучение метеоритов открывает широкие перспективы от изучения истории возникновения нашей планеты, состава ее глубинных оболочек, до познания возникновения и эволюции Солнечной системы и даже Вселенной. Минералогический, элементный и изотопный состав метеоритного вещества дают информацию об условиях формирования космического объекта, о том, что он «пережил», находясь в космосе. В метеоритах можно обнаружить новые минералы. Реконструкция вещественного состава глубинных частей Земли и планет тоже возможна только благодаря изучению метеоритов, так как мы не можем добыть вещество нижней коры, мантии и ядра Земли. Изучение метеоритов не только очень интересный и познавательный процесс, но также и очень важный с практической точки зрения», – поделился проректор по научной деятельности КФУ, директор Института геологии и нефтегазовых технологий Данис Нургалиев, который принял участие в научной экспедиции в пустыню Атакама.
Стоит отметить, что Казанский федеральный университет на протяжении нескольких лет активно занимается изучением космического вещества. В прошлом году университет выступил со-организатором 81-го ежегодного собрания Метеоритного сообщества, проходившего в России впервые – в Москве. В сентябре текущего года, в рамках выполнения гранта РФФИ, международная группа ученых из Франции (Центр исследований и преподавания в экологических науках Cerege, Университет Экс-Марсель), КФУ и ГЕОХИ РАН изучала Карлинский кратер (с предполагаемым метеоритным происхождением) в Буинском районе. Кроме того, в стенах ИГиНГТ в этом году успешно прошла защита кандидатской диссертации на тему «Космическое вещество в осадках и осадочных породах: методы идентификации и геологическое применение» младшего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории «Палеоклиматологии, палеоэкологии и палеомагнетизма» ИГиНГТ Диляры Кузиной, которая вошла в состав чилийской экспедиции. Еще участником экспедиции стал Александр Пастухович – руководитель поискового отряда метеоритной экспедиции Уральского федерального университета, который также является внешним совместителем КФУ. Будучи опытным полевиком и искателем метеоритов, он побывал в Антарктиде, Монголии, Иране, Чили и в других странах. Александр Юрьевич поделился с казанскими коллегами своим опытом поиска необходимой местности и отбора метеоритов. Также в состав экспедиции вошел Дмитрий Кузин.
«Вероятно, что не все привезенные камни являются метеоритами, это ещё нужно доказать, изучив их уникальные свойства. Первым шагом является подготовка шлифов и их минералогическое описание, изучение элементного состав на электронном микроскопе. В большинстве случаев этого достаточно для классификации, то есть для определения к какой группе он относится. Второй шаг – подача заявки на его регистрацию во всемирной базе Meteoritical Bulletin. Только после регистрации мы сможем с уверенностью утверждать, что это метеорит», – рассказала Диляра Кузина.
Еще до начала самой экспедиции учёные проделали большую подготовительную работу: исследовали и подготовили карты местности, выделили наиболее перспективные для поисков точки, изучили места предыдущих находок. Отдельная история – это подготовка необходимого снаряжения. В связи с тем, что исследователям пришлось ночевать в пустыне, с собой у них было все необходимое для автономного существования: палатки, коврики, спальники, комплекты теплой и легкой, а также солнцезащитной одежды; ведь днем в пустыне очень жарко, а ночью температура опускается до +6°С. Второй этап — это непосредственно поездка в Чили (к слову, самый длинный перелет из Рима в Сантьяго занимает 14 часов), в пустыню Атакама и поиск метеоритов, с чем учёные успешно справились. Чтобы не заблудиться на местности, у каждого участника был свой GPS, который записывает треки.
«В чем же особенность метеоритов и как их найти? В первую очередь, мы отличали их по цвету, они должны быть покрыты тонким ржавым налетом – «пустынным загаром». Далее объект исследуется на «магнитность», для этого у нас с собой были щупы с кусочками сильного редкоземельного магнита. Если такой образец прилипает к магниту – это 65% успеха. И два последних критерия, которые взаимосвязаны, это большой удельный вес и отсутствие пор. Есть еще и другие тонкости, отличающие космический объект от земной породы – однородность, отсутствие слоистости и многое другое. Если все эти условия соблюдены, то вы счастливчик, 95%, что вы нашли метеорит», – поделился Данис Карлович.
Следующим этапом работы является доставка образцов до лаборатории. Например, часть чилийских находок была передана Национальной службе Чили по геологии и горному делу, так как совокупный вес находок составил около 7 кг. Руководителем этой службы является признанный знаток метеоритов Милларка Ваензуела. Республика Чили выбрана учёными ещё по одной причине – здесь разрешен вывоз метеоритов, хотя некоторые страны уже закрывают такую возможность.
После транспортировки образцов исследователей ждёт интересная работа, а именно – изучение минералогического и элементного состава, магнитных свойств образцов в лабораториях ИГиНГТ. Кроме того, коллеги из УрФУ также будут исследовать находки чилийской экспедиции.