Во всех странах мира с развитой промышленностью ведутся работы по снижению и ликвидации последствий загрязнения воздуха. Основные усилия нацелены на предупреждение выбросов загрязнений в атмосферу. Одно из направлений, связанное с охраной окружающей среды - это увеличение количества электромобилей, как личных, так и общественных. В станах Евросоюза принято решение добиться чтобы электромобили составляли 35% от всего парка легковых авто стран. В городах Европы создают локальные программы ограничений для старых автомобилей и разрабатывают собственные классификации транспортных средств на базе евростандартов. Например, в Лондоне в апреле текущего года уже введена ULEZ – новая зона платного въезда в центр – для автомобилей, не соответствующий экологическому стандарту, стоимостью 12,5 фунта.
В России наибольшее количество вредных выбросов выделяется предприятиями теплоэнергетики (ТЭС и котельными). Второе место по масштабам выбросов вредных веществ в атмосферу в РФ занимают предприятия чёрной и цветной металлургии. Автотранспорт вместе с объектами химической и целлюлозно-бумажной промышленности располагаются на третьем месте в списке ключевых источников загрязнения воздуха в России. Однако, города-миллионники выбиваются из общей экологической картины. В них ситуация та же, что и в западных мегаполисах: доля загрязнения автотранспортом составляет 70-80% от совокупного количества выбросов вредных веществ в атмосферу. Наибольший урон выхлопные газы автомобилей наносят экологии Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Назрани, Нальчика, Элисты, Краснодара, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Сочи, Воронежа и Калуги. Возглавляют рейтинг самых грязных городов России Братск, Красноярск и Липецк.
195 стран мира объявили, что даже усилия каждого человека по сокращению вредных выбросов в атмосферу вероятнее всего не смогут препятствовать катастрофическому потеплению на планете. Именно по этой причине на мировом климатическом форуме ряд стран приняли решение к 2050 году полностью отказаться от использования автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Доля влияния автотранспорта на глобальный климат на планете по данным ООН составляет на сегодняшний день 25% и в ближайшем будущем увеличится еще на 5%.
Основными причинами загрязнения атмосферы автотранспортом являются крайне низкое качество топлива, устаревшие отечественные машины, пробки и заторы на дорогах. На данный момент в России действует стандарт «Евро-5», однако в 2019 году его планируют повысить до «Евро-6». Помимо этого необходимо постоянно совершенствовать модели двигателей и снабжать выхлопные трубы нейтрализаторами, использовать экологичные виды топлива.
Во многих городах мира уже начался процесс отказа от автотранспорта. Такие города как Хельсинки, Мадрид, Гамбург и Париж прорабатывают частичный запрет на движение машин в центре. Например в Нью-Йорке уже ограничено присутствие транспортных средств на Таймс-сквер, также и на нескольких крупных улицах Сан-Франциско. Тем не менее год назад автомобилистов, готовых отказаться от личных авто, было всего 5% , а сегодня их доля возросла до четверти (25%). Среди тех, кто ежедневно пользуется личным автомобилем, доля ниже — 19%, а среди тех, кто садится за руль всего несколько раз в неделю, гораздо выше (42%).
Люди отказываются от использования личного транспорта по различным причинам: слишком дорогой бензин, страховка, высокие налоги. Именно это, а также экономическое стимулирование покупки электромобилей, позволит в скором времени сократить количество неэкологичных авто в мире.
Частичный отказ от автомобилей с ДВС (двигателем внутреннего сгорания) может быть реализован и за счет появления более новых автономных двигателей с нулевыми выбросами. Автомобиль с нулевым уровнем выбросов является транспортным средством, которое не выпускает выхлопной газ из бортового источника энергии. Норвегия лидирует по количеству транспорта такого класса – в 2019 году уже было продано 58,4% электрических и водородных машин от общего числа автомобилей. Правительство скандинавской страны планирует полностью отказаться от авто с ДВС к 2025 году. К концу текущего года в России появится Zetta – автомобиль с нулевыми выбросами. Пока данная модель находится на этапе тестирования, однако старт продаж намечен на зиму 2020 года. Кроме того на саммите ООН по климату, Европа, Япония и США договорились, что к 2030 - 2050 годам они готовы полностью отказаться от использования автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
В странах Европы уже давно активно развивается концепция городов без машин. При таком устройстве городского пространства предпочтение отдается альтернативным видам транспорта. Для этого в городах организуются велодорожки, создается соответствующая инфраструктура, например, парковки, автоматы для подкачки колес, общественный транспорт оборудуется креплениями для перевозки велосипедов, в случае, если нужно добраться из одного конца города в другой. Эта концепция отражается и на архитектуре. Создаются дворы без машин. В них все парковочные зоны вынесены за пределы двора или под землю, а сам двор используется исключительно как рекреационная зона. Также парковки убираются с главных улиц, чтобы не отвлекать внимание от архитектуры и других объектов, имеющих значение для горожан. Отказ от личного транспорта — не простая задача. Особенно для тех кто работает далеко от дома или должен, например, отвозить детей в школу или куда-то еще. Но помимо экологии есть несколько причин пересесть на общественный транспорт: например, экономия денег и времени на содержание и обслуживание авто, улучшение здоровья благодаря пешему или велосипедному передвижению.
Человечество не готово к резкому отказу от автомобилей с ДВС (двигателем внутреннего сгорания) в пользу электромобилей. В то же время первые шаги к широкому внедрению электромобилей в повседневную жизнь уже сделаны. Точка невозврата пройдена, и с каждым годом на дорогах будет появляться все больше и больше автомобилей на электричестве. И судя по вниманию правительства к этой отрасли, Россия в ближайшее время выйдет из числа отстающих стран.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов