В преддверии Года особо охраняемых природных территорий поручение президента по итогам «Форума действий. Регионы» в Йошкар-Оле о повышении ответственности должностных лиц за нецелевое использование земель особо охраняемых природных территорий приобретает особое значение, считает руководитель региональной группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса в Алтайском крае Алексей Грибков. «Внимание к проблемам сохранения природного наследия на высшем уровне должно стать сигналом к действию на местах. К сожалению, не всегда органы исполнительной власти регионов, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты уделяют должное внимание этим вопросам», – отметил он.
Алтайский край остается одним из регионов-аутсайдеров в сфере территориальной охраны природы. Доля особо охраняемых природных территорий составляет лишь 4,7% от площади региона. Но даже существующие охраняемые территории, прежде всего – краевые заказники, не выполняют свои функции в силу несоответствия установленного режима использования их целевому назначению, на что постоянно обращают внимание независимые эксперты. В лесах особо охраняемых природных территорий регионального значения ведется такая же заготовка древесины, как и на лесных участках, не обладающих особым статусом. В некоторых заказниках разрабатываются месторождения россыпного золота, что уничтожает экосистемы речных долин.
«Проблемы особо охраняемых природных территорий находятся в зоне особого внимания регионального отделения ОНФ в Алтайском крае. В результате наших настойчивых требований прекращены рубки леса в местах обитания редких и исчезающих видов растений и животных в Касмалинском заказнике. В настоящее время мы ведем системную работу по пресечению аналогичных действий на других охраняемых природных территориях, выступая в качестве заинтересованной стороны в процессе добровольной лесной сертификации крупнейшего лесозаготовительного холдинга края – «Алтайлеса», арендующего лесные заказники в ленточных борах», – сообщил Алексей Грибков.
По словам руководителя региональной группы, на повестке дня – и вопрос расширения Тигирекского заповедника – единственной в регионе и самой маленькой в Сибири охраняемой территории федерального значения. ОНФ вместе с научной и природоохранной общественностью выступает с предложением увеличить охраняемую площадь и объединить разобщенные кластеры заповедника. В случае принятия положительного решения это станет настоящим подарком Алтайской земле к Году особо охраняемых природных территорий.
Эксперт также отметил, что в защите от уничтожения на Алтае остро нуждается такой объект природного наследия, как кедровый лес. Под видом рубок ухода в кедровых лесах фактически ведется заготовка наиболее ценной товарной древесины. Как результат – уничтожение редких и исчезающих видов растений и животных, ухудшение санитарного состояния и снижение устойчивости защитных кедровых лесов. Для их спасения необходимо внести изменения в Правила ухода за лесами, установив, что рубки ухода допускаются только в кедровых насаждениях искусственного происхождения. Поскольку доступные в транспортном отношении ресурсы либо уже исчерпаны, либо существенно подорваны, сейчас особенно остро встает вопрос о судьбе еще сохранившихся кедровых лесов.