Виктор Новоченко, вице-президент ЗАО «Сбербанк Лизинг».
Переполненный до отказа и громко чадящий выхлопными газами старый автобус, который тяжело отъезжает от остановки. Согласитесь, типичная картина для многих российских городов, и в том числе для миллионников.
Можно ли это изменить, и как, а главное – где, в каких регионах?
Статистика по общественному транспорту, который ежедневно перевозит миллионы пассажиров, пока неутешительна. В некоторых регионах страны в настоящий момент износ трамвайного парка составляет более 80%, троллейбусного – около 70%, автобусного – около 50%. Использование устаревшего, громоздкого и маломобильного транспорта ведет к созданию затруднений дорожного движения, пробкам, жалобам пассажиров. Более того, огромный объем транспортной техники попросту не соответствует современным экологическим нормам.
В итоге, онкология в России уже многие года занимает второе место в списке причин смерти (20% по данным за 2014 год), а число умерших от рака постоянно растет в 45 регионах. Из 11 регионов, принимающих Чемпионат мира по футболу - 2018, в 8 прирост числа раковых больных в год составляет в среднем 3-4% (лидирует Калининград – 7,3%, лучше всего ситуация в Санкт-Петербурге – прирост 1%). Основная причина роста онкологических заболеваний, по словам, Керта Стрейфа, представителя Международного агентства по изучению рака, - это загрязнение воздуха. Общественный транспорт, старый, неэкономичный и неэкологичный, берет на себя существенную долю вредных выбросов в городах.
Государство старается решать эту проблему, стимулируя переход транспорта на газомоторное топливо (ГМТ), которое позволяет в 2-5 раз сократить нагрузку на атмосферу и, соответственно, на здоровье населения.
На самом деле переход на новый вид топлива назрел уже давно. И дело здесь не только в экологии. ГМТ еще и гораздо экономичнее бензина. Его стоимость в сравнении с бензином Аи-92 ниже в среднем на 50%, октановое число достигает 100-105 единиц и обеспечивает легкость приготовления равномерной топливовоздушной смеси. Газовая смесь сгорает полностью, поэтому не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания, что снижает нагрузки на поршневую группу и коленчатый вал, двигатель работает "мягче". При переходе с жидкого топлива на газомоторное увеличивается срок службы двигателя до капремонта, срок замены масла, реже требуется замена свечей зажигания. Ресурс двигателя увеличивается в 1,5-2 раза по сравнению с бензиновым.
В октябре 2014 г. подписано постановление правительства РФ о предоставлении субсидий регионам на закупку автобусов и коммунальной техники на газомоторном топливе. В 2015 году на эти цели выделено 3 млрд. рублей. И в первую очередь, на получение субсидий могут рассчитывать города, принимающие Чемпионат мира по футболу 2018 года.
Итак, где же мы вскоре сможем задышать более чистым воздухом?
По данным Минпромторга РФ о полученных заявках на программу ГМТ, планы по переводу региональных парков транспорта и коммунальной техники на газ в 2015 году имеют 29 российских регионов. Поданы заявки на 1,8 тыс. единиц техники, из которых требованиям программы удовлетворяют 1,7 тыс. единиц, в том числе 1,2 тыс. пассажирских автобусов и свыше 500 машин для ЖКХ. Судя по заявкам, наибольшую потребность в автобусах имеют Крым, Кабардино-Балкария, Воронежская область, Самарская область, Краснодарский край, Татарстан, Ставропольский край. Регионам предстоит провести крупные закупки общественного транспорта.
Тем временем, еще в мае 2013 года правительство страны приняло постановление о переводе общественного транспорта на газ, согласно которому рост количества автомобилей на газомоторном топливе должен достичь с настоящего показателя в 100 тысяч автомобилей до 2,5 миллионов (в 25 раз) в 2020 году, реализуя задачу перехода на газомоторное топливо примерно 50% автопарка в городах-миллионниках, более 30% – в городах с численностью более 300 тыс. чел, 10% - в городах с численностью более 100 тыс. чел.
Но не все так просто. Даже несмотря на госсубсидии и средства, выделяемые городам к ЧМ-2018, средств на такое обновление у регионов недостаточно. Между тем практика показывает, снизить единовременную нагрузку на бюджет в среднем в 3-5 раз поможет использование лизинговых схем, которые целесообразно применять не только в проектах приобретения транспорта, но и в инфраструктурных проектах: строительства газовых компрессорных станций (АГНКС), приобретения модулей хранения КПГ, мобильных компрессорных блоков и т.д. Кроме того, это дополнительная возможность получения инструмента ускоренного обновления основных фондов.
Примеры использования лизинга для обновления транспортных фондов уже есть. В начале июня 2015 Н.Новгород провел три конкурса на закупку автобусов, работающих на метане, в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу – 2018. Победители (лизинговая дочерняя компания Сбербанка и "Арзамасское экспериментальное предприятие") поставят к 1 июля в лизинг 144 автобуса городского типа большой вместимости, работающих на компримированном природном газе (метане).
Регионы должны понимать, что обновление парка общественного транспорта и установление более комфортной городской среды для пешеходов, пассажиров и автомобилистов – это действительно важное условие для развития территорий. Наши граждане имеют право на качественный и экологичный общественный транспорт, и вопрос особенно актуален в преддверии ЧМ-2018.