10 ноября в зале Государственной Думы Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Проблемы правового регулирования обеспечения качества атмосферного воздуха», организованный Высшим Экологическим Советом комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в рамках осенней сессии 2014 года.
На сегодняшний день вопросы качества атмосферного воздуха наиболее остро стоят для городских жителей, которых в Российской Федерации, согласно последней переписи населения, насчитывается более 105 миллионов человек, из которых более 12 миллионов проживает в Москве. Экологическая обстановка мегаполиса характеризуется недостатком кислорода, повышенной концентрацией угарного газа и токсических веществ от выхлопов автомобилей, в связи с чем заболеваемость москвичей в среднем выше, чем по другим районам страны. Поэтому закономерно, что заключительный круглый стол прошёл именно в столице. Напомним, что ранее проблему выбросов СО2 обсуждали в рамках выездных заседаний 22 октября в Туле и 6 ноября в Калуге.
Модератором круглого стола выступил депутат Государственной Думы РФ, член Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии О.А. Лебедев, произнеся вступительное слово. Спикер рассказал о практических шагах и технологиях, способных существенно снизить энергопотребление и выбросы углекислого газа в промышленных масштабах. В своём выступлении депутат отдельно затронул законопроект №280796-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», второе чтение которого пройдёт в ходе осенней сессии Государственной Думы РФ. Проект предусматривает полный запрет розничной продажи алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 500 миллилитров с 1 января 2016 года.
Олег Александрович Лебедев, Депутат Государственной Думы РФ: «Ученые и эксперты считают, что качество атмосферного воздуха, связано, в том числе, и с теми материалами, которые используются при производстве упаковки. Например, при производстве алюминиевой тары выбросы в атмосферу углекислого газа значительно выше, чем при производстве пластиковой тары. Поэтому, те же ПЭТ-бутылки, по мнению ученых, являются более энергоэффективной тарой, обладающей более высоким экологическим потенциалом. С этой точки зрения, ограничение объёма полиэтиленовой упаковки до 500 мл, в пользу алюминиевой и стеклянной тары, нецелесообразно и выглядит искусственным механизмом для банального передела рынка среди изготовителей упаковки. Складывается ощущение, что под видом заботы о населении кто-то просто решает совсем другие задачи».
По мнению экспертов, такое ограничение окажет негативное воздействие на окружающую среду, так как повысит объем выбросов CO2 в атмосферу: в случае замены ПЭТ-бутылки на стеклянную тару – в 2,5 раза, на алюминиевую банку – в 1,5 раза. В 10 раз увеличится расход воды (с 0,09 гл/гл до 0,99 гл/гл) при переходе на стеклянную упаковку. При сравнении массы твердых отходов также предпочтительнее выглядит полиэтиленовая тара (вес ПЭТ объёмом 1,5 л. составляет 52 грамма, а 3 стеклянные бутылки по 0,5 л. каждая вместе весят – от 950 до 1050 грамм). Стоит отметить, что ПЭТ гораздо более энергоёмкая упаковка. Для производства полиэтиленовой тары объёмом 1,5 л. и розлива в неё пива нужно 1.43 кВт/гл, в то время как для стеклянной бутылки понадобится целых 207.73 кВт/гл.
Прогнозом последствий ограничения использования ПЭТ до 500 мл, поделились и представители бизнес-среды.
Алексей Леонидович Кедрин, вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям ООО «Пивоваренная компания «Балтика»: «При переходе с ПЭТ на стеклянную бутылку объёмом 500 мл только дополнительные выбросы углекислого газа составят порядка 40 млн тонн, потребуется на 3,7 млрд литров воды больше, существенно возрастут энергозатраты. Чтобы избежать увеличения выбросов СО2 на 56,7% – именно эту цифру приводят эксперты – необходимо подходить к вопросу ограничения объёма ПЭТ-тары более гибко, не меняя существующей расстановки сил между производителями полиэтиленовой, стеклянной и алюминиевой упаковки».
Также с докладом на тему «Новое в законодательстве по охране атмосферного воздуха» гостей познакомила заместитель директора Департамента Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации В.Р. Венчикова. Вопросам законодательного обеспечения качества воздуха в своих выступлениях уделили большое внимание заместитель начальника Управления государственного экологического надзора Росприроднадзора М.В. Оводков, министр природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области В.И. Жипа, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за использованием федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ А.Е. Татаринов, представители ведущих экологически-ответственных предприятий и экологических организаций, независимые эксперты и ученые.
По итогам выездных заседаний и расширенного совещания Высшего Экологического Совета комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии была принята Резолюция с рекомендациями к Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, Министерству природных ресурсов РФ и органам государственной власти субъектов РФ. Участники круглого стола пришли к выводу, что при рассмотрении Государственной Думой РФ законопроекта №280796-6 во втором чтении необходимо увеличить допустимый объём ПЭТ-тары до 1,5 литра для сокращения негативного воздействия на эко-систему России.
Высший экологический совет Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии является постоянно действующим общественным органом экспертного и научно-консультационного обеспечения деятельности Комитета в области экологического развития, охраны окружающей среды и экологической безопасности. В целях выполнения этой задачи ВЭС взаимодействует с комитетами, комиссиями Государственной Думы, фракциями в Государственной Думе, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и научными организациями.