Сегодня суббота, 24.10.2020: публикаций: 6668
Мероприятия. Опубликовано 09.10.2020 06:28  Просмотров всего: 848; сегодня: 13.

В АлтГУ обсуждают проблему глобальной климатической угрозы для России

В АлтГУ обсуждают проблему глобальной климатической угрозы для России

Проректор по научному и инновационному развитию Алтайского государственного университета Светлана Геннадьевна Максимова открыла работу V ежегодного международного семинара Сибирской Сети по изучению изменений окружающей среды (SecNet) «Сибирь в эпоху глобальных вызовов: Природа человека и человечная природа», который Институт географии АлтГУ проводит совместно с Институтом водных и экологических проблем СО РАН, Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и при поддержке Национального исследовательского Томского государственного университета и Югорского госуниверситета (Ханты-Мансийск).

Семинар, впервые организуемый в дистанционном формате на платформе программы «Zoom», объединил исследователей из Москвы, Тюмени, Томска, Ханты-Мансийска, Надыма, Новосибирска, Усть-Каменогорска.

Данный научный форум, вошедший в план ключевых мероприятий Томского и Алтайского государственных университетов на 2020 год, направлен на развитие понимания взаимовлияния и взаимозависимости арктических и более южных сибирских территорий в условиях современных глобальных экологических вызовов. Его работа организована по следующим направлениям:

Моделирование и прогнозирование состояния и изменчивости атмосферы и климата в Сибири и Арктике.

Гидрология и водные ресурсы Сибири и Арктики в условия изменения климата.

Водные и наземные экосистемы Сибири и Арктики: современное состояние и динамика.

Здоровье населения и качество окружающей среды Сибири и Арктики.

Социальные и экономические проблемы регионов Сибири и Арктики, связанные с изменениями климата.

Участникам семинара предоставлена возможность рассмотреть и обсудить взаимосвязи между экологическими и климатическими процессами на исследуемой территории. В рамках мероприятия будет предпринята попытка синтеза наиболее общих рекомендаций в отношении разработки адаптивных стратегий устойчивого развития территории с особой экосистемой, экономическим ландшафтом и социокультурной средой.

В программе двухдневного семинара принимают активное участие молодые исследователи, а в целом будет представлено более 30 докладов. С одним из них накануне выступил Терри В. Каллаган – британский ученый, профессор Университета Шеффилда (Великобритания), руководитель Международной Сети для наземных исследований и мониторинга в Арктике – Interact, профессор кафедры ботаники БИ ТГУ, сопредседатель Международного академического совета ТГУ, в 2007 г. в составе Межправительственной группы экспертов по изменению климата удостоенный Нобелевской премии.

SecNet – открытое сообщество образовательных институтов, исследовательских организаций, научных групп и отдельных ученых, объединенных общей целью содействия устойчивому развитию северных и полярных регионов путем накопления всестороннего опыта и комплексных знаний о человеке и окружающей среде Сибири и использования их для понимания и прогнозирования социально значимых изменений и предотвращения негативных последствий антропогенного воздействия. Алтайский государственный университет с самого начала является участником данного международного консорциума для понимания и прогнозирования социально-значимых изменений в Сибири в глобальном контексте.

В рамках семинара планируется обсуждение глобальных вызовов, с которыми сталкивается человечество в условиях трансформации климата. Так, например, в уже прозвучавшем на форуме докладе «Глобальная климатическая угроза и экономика России: в поисках особого пути, май 2020» утверждается, что «коронакризис и катастрофа на мировом нефтяном рынке, которые разыгрались в марте этого года, с одной стороны, несколько сместили фокус общественного внимания с глобальных климатических проблем на защиту здоровья и жизни людей. С другой же стороны, они показали на примере масштабность и реальность понятия «глобальная угроза» и способность человечества, отдельных стран или даже людей на нее адекватно реагировать. Внезапно оказалось, что «черные лебеди» существуют, а маловероятные события происходят и формируют новую реальность».

«За последние полторы тысячи лет человечество еще не знало такого повышения температуры поверхности Земли, какое наблюдается в наши дни. Установленная причина этих процессов — усиление парникового эффекта из-за роста концентрации СО2 в атмосфере вследствие деятельности человека (прежде всего — использования ископаемых топлив в энергетическом секторе). Эта причинно-следственная связь — предмет консенсуса ученых-климатологов по всему миру, включая Россию», - подчеркивает координатор семинара, доцент кафедры физической географии и геоинформационных систем Института географии АлтГУ, к.г.н. Наталья Федоровна Харламова.

«Глобальная климатическая угроза для России даже более актуальна, чем для многих других стран — на территории страны за последние 40 лет потепление климата происходило в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по планете (а в российской части Арктики — в 4,5 раза быстрее). Изменение климата в России уже создает угрозу здоровью и жизни людей, провоцирует вынужденную миграцию, угрожает продовольственной безопасности и создает угрозу инфраструктуре», - отмечается в докладе об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2019 год.

В рамках семинара, который завершится сегодня, 9 октября, в АлтГУ принятием меморандума, ученые планируют обсудить вопросы изменения климата, роста температур, учащения неблагоприятных погодных явлений, сдвига климатических зон и степени влияния данного процесса на здоровье и жизнь людей, продовольственную безопасность, природные экосистемы, долговечность зданий и сооружений, устойчивость транспортной инфраструктуры, потребление тепловой и электрической энергии и др.

Сферы деятельности: Образование, Экология и природопользование
Сайты субъектов РФ: Алтайский край

Ньюсмейкер: Алтайский государственный университет — 2907 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Поделиться:
Ваше мнение
Где вы наилучшим образом получали знания по своей работе?
 В учебном заведении
 На очных тренингах, семинарах, курсах
 В специальной литературе, учебниках
 В практической деятельности
 В Интернет
 Другое
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос