Курсы валют
на 17.11.2018Курс доллара США
Курс евро
Биржевой курс доллара США
Биржевой курс евро

Все валюты

Сегодня пятница, 16.11.2018: публикаций: 5587
Новости. Опубликовано 03.07.2018 10:19  Просмотров всего: 19308; сегодня: 32.

Промышленный эко-дизайн: «Это такой эффект бабочки»

Промышленный эко-дизайн: «Это такой эффект бабочки»

Команда Fresh&Free взяла интервью у студентки Британской высшей школы дизайна Ульяны Коваленко, которая занимается промышленным эко-дизайном. А еще она увлекается урбанистикой, интересуется культурой, переменами, будущим и ездой на велосипеде. Ульяна сделала стул из березы без электрических инструментов, который сейчас выставлен в центре «Марс» на выставке UNO. Она рассказала нам, почему в России эко-дизайн начинает набирать популярность и даже представила свою политическую программу по улучшению жизни.

«В эпоху глобализации любое действие имеет последствие».

- Привет! Cпасибо, что согласилась поговорить. В общем, расскажи, пожалуйста, чем именно ты занимаешься? Что создаешь сейчас?

Я занимаюсь промышленным дизайном или дизайном продуктов. Если просто, то это создание какого-то продукта, например, рюкзака или мотоциклетного шлема, а в если детально, то создание систем, опыта, слоев культуры, новых привычек. Я не могу сказать, что у меня какой-то сверхопыт, я только начинаю.

- А почему решила именно в сторону эко-дизайна податься?

На самом деле, первое чему нас учили на курсе, это ответственность. Раньше дизайнеры были ремесленниками и делали вещи локально, из локальных материалов и в маленьких количествах. А потом наступила глобализация и массовое производство. И теперь одна вещь, которую мы придумываем, моделируем, производится в тысяче экземпляров и путешествует по всей земле. Бывает, она приезжает туда, где нет, например, перерабатывающих заводов. Иногда производство новой вещи калечит людей. Это такой «эффект бабочки» по Брэдбери. В эпоху глобализации любое действие имеет последствие, хотя порой мы его не видим из-за инфраструктуры. Например, те же свалки в Ядрово, москвичи их не видят, но они есть. То же самое и с дизайном. Когда понимаешь, что твой продукт не одиночка, а находится в системе, сразу что-то «щелкает» в голове.

Во-вторых, я слежу за трендами, как бы просто это ни звучало. Сейчас в тренде забота об окружающей среде. И это на самом деле фундаментальный тренд, ведь человечеству надо выживать. Скоро у нас будет еще больше проблем, и я лично думаю, что нужно вообще отменить «эко» как отдельное понятие. Экологическая культура должна перейти в категорию повседневных вещей. Все, что я читала, показывает, что у нас есть материалы и возможности (например, ткань из ананаса, кожа из фруктов, грибов, водорослей), чтобы делать вещи, которые не будут вредить природе. И если дизайнер (инженер или любой создатель) об этом не думает, это элементарная лень и ничего более.

Все «старики» дизайна сейчас говорят об «эко» или о цикличном дизайне, или об устойчивом дизайне, или о стратегии процветания, или о People Profit Planet. И это для России должно стать аксиомой: эко-дизайн — не значит неприбыльный бизнес для узкой аудитории. Можно делать и для людей и для прибыли, и для зверей.

У меня есть еще отдельная идея, что в будущем мы будем делать дизайн вместе с природой. И уже есть сигналы для этого, Mediated Matter, Ginko Bioworks, Gen2seat. Люди сейчас выращивают грибы для стульев, бактерии, чтобы делать духи, даже костюмы, где будут бактерии, живущие в симбиозе с человеком. А есть даже ребята, которые делают дизайн для нечеловеческих юзеров, то есть для животных. Придумывают, как помочь им.

Так что на твой вопрос «Почему?» могу ответить коротко: потому что это перспективно, это полезно и это интересно, там еще много чего можно создавать. А вообще самая большая мотивация заниматься эко-дизайном, это когда по улице идешь и не можешь вдохнуть воздух из-за очередной проезжающей мимо машины. У Future Foundation есть классный доклад про «Навыки будущего» и там есть такое понятие «биосферный подход» и «экосистемное мышление». Это то, что всем нам понадобится очень скоро, помяни мое слово.

«У нас нет информационной среды»

- Как ты думаешь, почему в нашей стране людям всё-таки в общем не особо важно, из чего производить продукт, в отличие, например, от Европы?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо провести хорошее исследование. Я не буду утверждать, но попробую предположить, что, прежде всего, виновата бюрократия и существующая инфраструктура. Наверняка есть проблема, чтобы сделать продукт из нового материала, потому что есть какие-нибудь ГОСТы, регламенты, положения и прочее. Это нужно все проверять, убеждать, менять стандарты. Ко захочет это делать? Никто. Потом, когда работаешь в такой инфраструктуре, то по-старому делать проще и дешевле. У нас многие в бизнес-индустрии говорят только про прибыль, это нормально. Мне кажется, если им сказать: «Ребята, давайте сделаем из нового материала?», то они ответят: «А зачем, если есть старый, он проверенный и его можно сразу купить по низкой цене?». Для бизнеса это железный аргумент. Чем больше сопротивление среды, тем меньше хочется что-то менять. В Европе, должно быть, все малость попроще. Но, к счастью, и у нас есть люди, которые не боятся рисковать и пробуют что-то новое.

Я знакома с девочкой, которая делает пластик из крапивы, там правда опасное производство, но они что-то постоянно придумывают, тоже шаг. В позапрошлом году в Строгановке придумали материал из иголок. У нас в Британке (Британской высшей школы дизайна) Галя Ларина делает одежду из пакетов. Потом, есть Марина Турлай, которая использует отходы от лесопилки, кто-то еще делал деревяшки из газет. Я думаю, что примеров на самом деле еще больше, просто с нашим менталитетом надо больше времени — переписать все бумажки, убедить много людей, разработать технологию производства. О! Еще очень важно — нет информационной среды. Людям сложно найти информацию по таким материалам и сложно представить эффект. Мы его не видим, а значит он не существует. А когда увидим, будет уже поздновато.

- Над этим мы работаем. Возьми на заметку себе и своим друзьям по цеху, что есть информационный портал Fresh and Free, который всегда рад предоставить свою площадку для популяризации экологичных проектов.

Ок! Буду знать, это обнадеживает, честно.

«В идеале — переквалифицировать моногорода на ремесла».

- Допустим, у нас появилась «Партия окружающей среды» и ты в ней там лидер. Что бы эта партия из себя представляла? Какая идеология и предложения по изменению жизни в России?

Первый шаг. Создание горизонтальной структуры, то есть чтобы люди могли инициировать и сами что-то менять быстро, пробовать. Усиление сообществ. В общем как-то способствовать тому, чтобы люди чувствовали, что они связаны с миром вокруг и могут что-то в нем менять.

Второй шаг. Развитие локального производства. Как бы жутко это ни звучало, переплавка материалов всегда сказывается на окружающей среде. Плюс, нужно чтобы вещи можно было чинить и перерабатывать там, где они потребляются.

Третий шаг. Вложение средств и поощрение производства и разработки новых материалов, перерабатывающих заводов. Главное — все зациклить. И ещё, развитие пост-углеродного мира, озеленение городов, развитие общественного транспорта и велосипедной инфраструктуры, что-нибудь для животных. Про отмену полиэтиленовых пакетов и раздельный сбор мусора даже не буду говорить – это само собой разумеющиеся вещи.

И, наконец, поощрение переработки: можно переквалифицировать моногорода на ремесла, основанные на отходах производства. Главное, чтобы все поняли, что это все материал, а не мусор. То есть раньше делали из того, что было (глина и береста, например), сейчас то же самое, но у нас уже другие материалы. Хотя, это, наверное, пока слишком рано. Это поставим в конец «моей» программы.

- Она у тебя и так богатая получилась.

Это еще не все! Можно добавить про воздух и воду. Нужно очищать и бережно пользоваться. Помогать заводам менять производства на экологичные. Именно помогать, а не просто брать штрафы

- Супер! И последний вопрос. Пожалуйста, поделись своим опытом с теми, кто только задумывается об эко-дизайне. Что надо сделать, чтобы реализовать проект от самого начала (идеи) и до конца (создания конкретной экологичной вещи).

В общем, так мы делали для заказчика один проект, повседневную вещь разрабатывали. Сначала сделали анализ рынка и исторический анализ, потом сделали прототип и показали клиенту. Затем взяли интервью у пользователей, поняли какие есть проблемы и чего они хотят. Так как это была повседневная вещь, то многие другие дизайнеры уже решили много проблем. Поэтому надо было придумать, какой функции еще не хватает, которая ответила бы на нынешние запросы пользователей. Затем мы прототипировали опять, изучали эргономику, смотрели материалы и собрали все в одну идею. Все слои продукта — функционал, стиль, взаимодействие, материал должны друг друга поддерживать, чтобы создалось ощущение целостности. Пару раз в промежутке показывали клиенту результаты, он выбирал. В конечном итоге мы сделали 3D-модели и рендеры, потом сделали финальный прототип из привычного материала, а затем рассказали заказчику, что в рамках его бренда гораздо круче использовать перерабатывающийся материал и что это сейчас мировой тренд. Заказчик одобрил и только после этого уже начались финальные прототипы и доработка для производства.

- Отлично, спасибо тебе огромное! Уверена, что эта «пошаговая шпаргалка» многим поможет, и в полку эко-дизайнеров прибудет.

Будем надеяться. Давайте спасать эту планету вместе!


Ньюсмейкер: Информационный портал Fresh&Free — 24 публикации
Сайт: freshandfree.ru
Телефон: +7 499 455 03 19
Тематические сайты: Глобализация, Инфраструктура, Стиль, мода, дизайн, Хобби, Экология и природопользование
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Великобритания, Россия
Сайты регионов мира: Европа Центральная